On-line:гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Архив форума тут: http://radiomuseum.b.qip.ru/?0-20


АвторСообщение
Директор




Пост N:399
Зарегистрирован:21.02.07
Откуда:Россия,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:08.06.09 15:21.Заголовок:Доклад АТИСА БРИКМАНИСА май 2009г.


Выражаем признательность Сергею и Ирине Давидчик, за представленный перевод
доклада "Латвийская радиопромышленность 1923-1943гг.

Латвийская радиопромышленность 1924.- 1943. А Брикманис

1 В начале своего выступления хочу пожелать успехов в работе конференции украинских радиоколлекционеров.

Период с 1924-го по 1943-й год был самым значительным для латвийской радиопромышленности. В 1924-м году Главной Мастерской Управления Почты и Телеграфа был изготовлен первый в Латвии серийный радиоприемник – детекторный. В 1943-м году компанией AEG Ostlandwerk GmbH (VEF) были изготовлены последние бытовые радиоприемники VEF Super M517, VEF Super B417 и VEF Super KB416, адаптированные для армейских нужд. Этим завершился самый значительный период в существовании латвийской радиопромышленности.
В 1919-м году, впервые в истории было образовано Латвийское государство и латышская нация, получила уверенность в себе, в своих силах. Радио же было одним из способов самоутверждения молодого государства – оно способствовало объединению и образованию народа, являлось культурным фактором. Радио позволило обычному, простому человеку регулярно «бывать» в Сейме (парламенте), в опере, в театре, «встречаться» с известными в Латвии людьми. И было абсолютно не важно, помогал ли в этом примитивный детекторный радиоприемник простого рабочего или дорогой многоламповый супергетеродин богача – все могли получить то, о чем ранее не приходилось и мечтать.
Простому человеку было трудно понять принцип работы радио. Принцип действия телефона или граммофона был не намного проще, но у первого, хотя бы, были провода, по которым передавался звук, а у второго – чёрный диск грампластинки, где звук «находился внутри». А радио? Получается, голос и музыка «из пустого воздуха»?! Этого не может быть потому что, не может быть никогда! Это сродни волшебству, когда голос, без посторонней помощи, буквально, спускается с небес!
2 Весной 1924-го года в Латвийском парламенте был поставлен вопрос о радиовещании в Латвии (тогда радиовещание называлось радиофоном; в дальнейшем я буду употреблять этот термин, дабы несколько приблизиться к тому времени). Радиоприемник, который вы можете видеть на снимке, был представлен, чтобы депутаты видели, за что им предстояло голосовать. Они также убедились, что прием возможен и при закрытых окнах.
3 После первой радиопередачи на латышском языке, прозвучавшей в эфире 1-го ноября 1925-го года, сразу возрос и публичный интерес к новинке – радио. Оно сразу вошло в моду, и каждый современный гражданин Латвии захотел иметь у себя эту новинку. Появилась новая болезнь «Radionitis acute», что можно перевести, как радиогорячка. Излечить ее можно было только одним способом – заиметь радиоприемник. Торговлей предлагалось множество самых разнообразных радиоприемников, но все они стоили очень дорого. Но человеку с головой и руками, растущими из правильного места, было вполне по силам самому сделать себе «счастье», ибо в продаже имелось большое количество деталей для постройки радио и стоили они гораздо дешевле, нежели готовый фабричный приемник. Но существовала еще одна проблема – государство было начеку – без его ведома и без уплаты налога радио слушать было нельзя. Смонтированный в ящике от сигар детекторный радиоприемник и наушники легко было спрятать, но куда было деть 25-ти метровую антенну, выставленную на всеобщее обозрение?!
4 Необходимы были также хорошее заземление и грозовой переключатель. Если нет у тебя разрешения, назовут тебя радиозайцем и поступят, как с простым зайцем в трамвае. Только штраф – гораздо больше – 2500 латов или шесть месяцев принудительных работ, по еще применявшимся в то время в Латвии законам, установленных на территории уже бывшей Российской империи Временным правительством Керенского. А если ты еще и цапаешься с соседями, вмиг о твоей антенне будут знать, кому и где положено.
5 Самостоятельное изготовление радиоприемников стало набирать обороты. Впоследствии это явление назвали радиолюбительством. На фото можно видеть трех братьев – радиолюбителей из моего родного города – Лиепаи, на фоне сделанного ими самими радиоприемника.
Одновременно с развитием радиолюбительства, стали появляться и фирмы, производящие радио. Еще больше было желающих торговать импортными аппаратами. Государство же ограничивало торговлю импортными радиоприемниками. Радиожурналы нередко призывали: «Покупайте Латвийскую продукцию! Не забывайте, что за каждым, отданным за иностранный аппарат, латом, вы делайте беднее свой народ и свою землю!»

Мой рассказ о Латвийской радиопромышленности не является результатом научных исследований. Это просто информация, накопленная и систематизированная за, более чем, 40-ка летний период коллекционной работы. В ней мне очень помогли радиоприемники из собственной коллекции. Большое количество информации также почерпнуто мною из книг и прессы, изданных в Латвии до начала 2-й Мировой войны.

6 В период между двумя Мировыми войнами, в Латвии существовало простое, но эффективное законодательство, регулирующее выпуск и торговлю радиотоварами. 4-го июня 1923-го года был опубликован «Закон об установке и использовании радиостанций», в котором указывалось, что все радиостанции на Латвийской территории, а также на судах и самолетах под Латвийским флагом, находятся в ведении государства или подвергаются государственному надзору и контролю. Это означало что, ни одному частному лицу и ни одной организации без разрешения Главного Управления Почты и Телеграфа нельзя было изготавливать, устанавливать, хранить и использовать радиотелеграфные или телефонные станции, отдельные аппараты и принадлежности к ним. Для регулирования использования радио, почтово-телеграфным ведомством были введены специальные требования, основанные на подписанной в 1912-м году в Лондоне радиотелеграфной конвенции и других международных документах. Незначительные изменения и дополнения были внесены, сообразуясь с конкретными местными условиями.
7 Отдельным пунктом этого закона, принятого 13-го ноября 1925-го года, установлены «Правила производства радиоаппаратов и радиопринадлежностей». В них говорилось, в частности, что при подаче заявки в Управление Почты и Телеграфа, необходимо указать планируемый объём производства, список предполагаемой к выпуску продукции с принципиальными схемами, подлинность и точность которых впоследствии могло гарантировать Управление. Претендентам разрешалось при согласовании разрешения предоставлять прототипы аппаратов и деталей к ним.
8 Упомянутые правила неоднократно уточнялись и дополнялись и «Новые Исправленные правила радиофона» в 1938-м году упростили регламентирование производства и торговли радиопродукцией. Это означало что, Латвийскому радиофону, находившемуся в подчинении министерства общественных дел и их полномочным представителям разрешалось выдавать разрешения на производство радиоаппаратов и радиопринадлежностей.
9 Возможности производства каждого претендента проверял Радиофон. Разрешение выдавалось только после утверждения схемы и только по указанному в заявке адресу. Все ввезенные из-за рубежа радиоаппараты и предпроизводственные образцы обязательно должны были пройти проверку в Радиофоне и быть отмеченными особой печатью. Легальными считались только те аппараты, что имели печать Радиофона или другой разрешающий знак. К примеру, государственный завод ВЭФ сам маркировал свою продукцию.
Для утверждения планируемого к производству образца обязательными к представлению были: фотография или рисунок внешнего вида; два экземпляра схемы и образцовый аппарат. Все выпущенные аппараты должны были абсолютно соответствовать представленному для утверждения образцу, быть точно настроенными и иметь хорошее техническое качество. На каждом аппарате должна быть прикреплена выгравированная или штампованная табличка, где ясно указывались тип аппарата, серийный (порядковый) номер и название фирмы-производителя.

В начале 1926-го года разрешение на производство имелось у 16-ти фирм. На самом же деле, фирм, действительно занимавшихся производством, а не только торговлей, было гораздо меньше. Частная фирма Карлиса Сикайса была одной из таких. Свою работу она начала в 1925-м году с производства молниеотводов и систем связи и сигнализации для железной дороги. 18-го сентября 1925-го года Карлис Сикайс получил официальное разрешение на открытие мастерской по производству электропринадлежностей в г. Рига, на ул. Брунениеку (рыцарская), дом №19. Днем старший лейтенант К. Сикайс трудился производителем работ в Управлении военного строительства, а после работы управлял производством в своей собственной мастерской.
10 В мае 1925-го года в прессе появилась реклама фирмы К. Сикайса. Так же, латвийский журнал «Радио» регулярно рекламировал продукцию фирмы. На рижской выставке 1926-го года фирма была среди претендентов на 1-ю премию. В прессе отмечалось, что фирма К. Сикайса является вторым после Главной Мастерской Управления Почты и Телеграфа крупным производителем радио в Латвии. Газета «Яунакас Зиняс» («Новейшие Известия») писала в 1926-м году: «Это большое радиопроизводство, с новейшим оборудованием, где радиопринадлежности производятся массово и где так же сами разрабатывают и выпускают радиоаппараты. В мастерской трудится 21 рабочий, и она специализируется на радиооборудовании судов».
11 Но столь успешная деятельность К. Сикайса на ниве радиопроизводства закончилась печально. В начале декабря 1927-го года Управление Военного Строительства обнаружило недостачу более чем 10-ти тысяч латов. Примерно, половину этой суммы, «неофициально одолжил» прораб К. Сикайс. Две тысячи он уже успел вернуть. Когда же стали искать самого Карлиса, оказалось что, он, воспользовавшись своими старыми военными знакомствами, раздобыл иностранный паспорт и немного денег на дорогу, сбежал в Южную Америку.
После всех этих событий, в прессе то сыпались обвинения в присвоении денег, другие же называли его честным и порядочным человеком, ставшим жертвой обстоятельств, поверив другим людям и дав им в долг казенные деньги.
После бегства К. Сикайса «задним числом» уволили из армии. Уже в апреле 1928-го года Карлис Сикайс был принят на постоянную работу электромонтером в Буэнос-Айресе. Как преступник, он не был выдан Латвии, поскольку тогда не существовало международной правовой базы для таких действий.
Таков краткий рассказ об одном из первых частных латвийских радиопроизводителей. За короткое время своего существования фирма изготовила две модели детекторных приемников, несколько моделей одно- двух- и трехламповых приемников с батарейным питанием, судовые приемники и передатчики, два типа головных телефонов, телеграфные ключи и различное железнодорожное оборудование. В коллекциях сохранились лишь один детекторный и один трехламповый приемники.

12 Всего маленькими фирмами было изготовлено:
7 моделей детекторных приемников;
58 моделей ламповых приемников;
3 модели усилителей низкой частоты.


13 Продолжим наше повествование рассказом о фирме Абрама Лейбовица. Вначале А. Лейбовиц получил разрешение только на торговлю радиоприемниками и только позднее, в 1926-м году, начал их и производить. Фирма находилась в Риге, на ул. Кришьяниса Барона, дом 2. С 1-го января 1928-го года предприятие приступило к работе, как акционерное общество «Фото-радио централь А. Лейбовиц».
14 Производство началось с выпуска простых детекторных приемников и одноламповых усилителей НЧ из импортных деталей. В конце 20-х, начале 30-х годов фирма сотрудничала со многими германскими радиопроизводителями.
15 Часто за границей закупались готовые радиоприемники, разбирались и ввозились в Латвию, как запчасти, а потом собирались на месте.
16 Этот период времени, закончившийся около 1934-го года, можно считать полулегальной торговлей импортными товарами. В отдельных случаях, смонтированным на месте приемникам давалось своё, отличное от фирменного, название. Названия эти были, тенденциозно, громкими - Супер-Атлантик, Космофон, Космос, Глория. Естественно, не могло идти и речи о международных патентах и об экспорте этих аппаратов, как и об участии в международных выставках. Все ввезенное и произведенное на месте предназначалось исключительно для местного потребителя. Большинство упомянутых в каталогах фирмы с 1929-го по 1933-й годы изделий, нельзя считать изделием фирмы в полном смысле этого слова.
17 В 1932-м году мастерская приехала в здание на улице Мукусалас, дом 41, в Риге. С увеличением производственных площадей и установкой оборудования, увеличился и объем производства. Качество выпускаемых радиоприемников стимулировалось конкуренцией с добротной продукцией ВЭФа.
18 Такая конкуренция способствовала и снижению цены аппаратов. Оптимизацию производства пришлось делать, сообразуясь с условиями, диктуемыми мировым экономическим кризисом начала 30-х годов.
19 20 С начала 1934-го года появилось несколько модификаций приемников прямого усиления моделей Таутафон, Космофон и Европафон.
21 В 1936-м году была выпущена модель Ферросупер 36 – первый в Латвии радиоприемник с ферромагнитными сердечниками в катушках. Это был и первый супергетеродинный приемник фирмы А. Лейбовица.
22 23 В период 1937-1939-го годов выпускалось множество двухламповых приемников прямого усиления «Дзинтарс»,
24 супергетеродины «Узварас Суперс» и «Рефлекс Суперс».
25 В 1938-м году выпустили батарейный аппарат прямого усиления – «Дзиедонис», а в 1940-м – первый для фирмы батарейный супергетеродин – ТБ644.
26 В 1940-м и 1941-м годах фирма выпустила качественные супергетеродинные аппараты модели ТМ764 и
27 несколько разновидностей модели ТМ653.
В 1940-м году акционерное общество было национализировано и переименовано в «Радиопионерис». В 1941-м, уже немцами, предприятие было объединено с бывшей фирмой А. Апситиса и Ф. Жуковского – так же национализированной «Радиотехникой». Это объединение получило название «Telefunken Geraetewerk Riga».

28 Фирмой А. Лейбовица 1926.- 1941. были изготовлены:
9 моделей детекторных приемников;
71 модель ламповых приемников (реально (собственной разработки) – 36);
12 моделей отдельных громкоговорителей
3 модели усилителей низкой (звуковой) частоты;
2 модели выпрямителей анодного питания.

Значительным объемам продаж изделий фирмы способствовала интенсивная реклама и их очень интересный и стильный для того времени дизайн. Но, вместе с этим, качество аппаратов было средним или, даже, несколько ниже, чем у других производителей, а цена была несколько выше.


29 Значительный след в истории латвийской радиопромышленности оставила фирма Александра Апситиса и Франца Жуковского. Технический руководитель фирмы А. Апситис получил хорошее техническое образование и постоянно совершенствовал свои знания посредством самообразования. Трудовую деятельность он начал монтером рижской телефонной сети, затем, неудачно, пытался создать свою фирму, затем, некоторое время, работал конструктором у А. Лейбовица.
И вот, в 1933-м году, основывается «Открытое общество Радиопроизводственная фирма Апситис и Жуковский».
30 С самого начала своей деятельности фирма кооперировалась с немецким Телефункеном. Договором, в частности, предусматривались обязательная закупка и использование ламп этой фирмы. Также обязательным было не производить в Латвии определенные узлы и детали, а закупать в упомянутой фирме. Телефункен со своей стороны, оказывал любые консультации по радиотехническим вопросам, разрешал использовать свои разработки, технологические приемы и патенты. Имелась возможность применения фирменной технологической оснастки.
Стоит отметить, что фирма Апситиса и Жуковского не являлась дочерней фирмой Телефункена, как это практиковалось в большинстве европейских государств, но являлось постоянным предприятием.
31 Одна из первых моделей, двухламповый регенератор Т612, полностью повторял аналогичную модель Телефункена.
32 Сетевой супергетеродин Т420 – Концертсупер, отличался продуманным и качественным, фирменным монтажом. По сравнению с немецким оригиналом, у модели была повышена чувствительность, с целью улучшения возможностей приема всех европейских станций.
33 Самый качественный радиоприемник, выпущенный фирмой – модель Т665. Это типичный 5-ти ламповый (с кенотроном – 6-ти) немецкий 6-ти контурный аппарат, образца 1936-го года в латвийском исполнении.
34 Качественно выполнен 3-х ламповый одноконтурный приемник с батарейным питанием – Т4013В(Б), образца 1940-го года.
35 Типичные представители дизайна Телефункен: 4-х ламповая модель 1940-го года Т4044 и
36 модель 1941-го года – Т154.
37 Закончим обзор моделей фирмы радиоприемником 1941-го года – 5-ти ламповым Т165.
Работа фирмы Апситиса и Жуковского может служить примером корректного и взаимовыгодного международного сотрудничества, также и для сегодняшней Латвии.
После национализации в 1940-м году фирму переименовали в «Радиотехнику». В 1941-м немцы объединили ее с, так же национализированной фирмой А. Лейбовица «Радиопионерис» и это новообразование получило название Telefunken Geraetewerk Riga.

38 Фирмой Апситиса и Жуковского 1933.- 1941. были изготовлены:
1 модель детекторного приемника;
19 моделей ламповых приемников;
1 модель отдельного громкоговорителя.


39 Самым большим, как по объему производства, так и по номенклатуре выпускаемой продукции, несомненно, был ВЭФ (Государственная Электротехническая Фабрика). Датой основания предприятия можно считать 10-е июня 1919-го года, когда реально приступила к работе Мастерская Латвийского Управления Почты и Телеграфа.
Эту дату по праву можно считать днем рождения всей латвийской радиопромышленности и связи.
Первоначально мастерская занималась ремонтом поврежденного в период войны телефонного и телеграфного оборудования.
40 По мере увеличения объемов работ, мастерскую переводили во все большие помещения.
28-го сентября 1928-го года был образован Департамент Почты и Телеграфа при Министерстве Сообщений, и мастерская стала именоваться «Главная Мастерская Управления Почты и Телеграфа».
41 С увеличением объемов работ, количества персонала, станков и другого оборудования, снова возникла проблема помещения. Как нельзя лучше, для этого подходили цеха бывшего завода «Унион», до войны и революции принадлежавшего российской «Всеобщей Компании Электричества». Завод, под угрозой немецкой оккупации в 1915-м году, был демонтирован и вывезен в тогдашнюю столицу Украины – Харьков, как и многие другие рижские предприятия. В эвакуацию выехало и большинство русских рабочих, вместе с семьями.
В середине 1927-го года Правление Почты и Телеграфа переняло пустующие помещения и территорию предприятия в собственность.
42 Сразу перевезти оборудование и начать производство на новом месте, было, к сожалению, невозможно, поскольку большинству помещений требовался капитальный ремонт. Крыши и окна были, либо, разбиты, либо, вообще демонтированы. Металлические конструкции были сняты и вывезены на металлолом в Германию во время 1-й Мировой войны. Деревянные детали зданий были выломаны и сгорели в печках местного населения.
43 Но, несмотря на трудности, ремонт помещений был начат и к концу 1927-го года туда были переведены три отдела, а летом 1928-го года, все оборудование и персонал мастерской продолжили свою работу уже полностью на новом месте.
С 1929-го по 1931-й год количество технических отделов мастерской постоянно увеличивалось. При каждом имелось и свое конструкторское бюро. Уже были образованы: радиоотделение, отдел телефонной связи, общий отдел, электрохимический и кабельный отделы, отдел осветительных ламп и механическое отделение.
44 Радиоприемники, произведенные в период с 1924-го по 1930-й годы, были, по сути, копиями иностранных образцов. Так же не соблюдалось международное патентное право, посему не могло и идти речи об участии в международных выставках и, тем более, об экспорте радиоприемников.
В прессе того времени эти неуспехи предприятия освещались крайне негативно. Неудовлетворенность потребителей качеством продукции мастерской, в первую очередь, связывали с именем ее руководителя.
45 Работой единолично руководил начальник мастерской – Александр Типайнис. Появилось несогласие с его авторитарным стилем руководства и необходимость коллективного решения производственных, организаторских и, особенно, технических вопросов. Авторитарный стиль руководства был оправдан на начальном этапе развития производства, но с увеличением объемов и номенклатуры производимой продукции, ростом количества занятых людей, он начинал мешать нормальному функционированию предприятия.
Единоличное решение технических вопросов приводило ко многим неудачам. За, более чем, шесть лет, прошедших с начала производства радиоприемников, их номенклатура и качество не претерпели значительного улучшения. А. Типайнис категорически отказывался сотрудничать со специалистами вне завода, «со стороны». Выпускаемые аппараты были дешевы, но, по качеству, уступали приемникам, выпускаемым местными частными фирмами, которые использовали ввозимые из-за рубежа комплектующие и полуфабрикаты.
46 С 1929-го до начала 1932-го года завод именовался Главная Мастерская департамента Почты и Телеграфа «Перконс» (Гром, Молния, гроза – лат.) и ее продукция маркировалась соответствующим знаком.
Управление постановило произвести реорганизацию собственными силами.
47 В феврале 1932-го года был оглашен новый статус завода, и он получил название ВЭФ (Государственная Электротехническая Фабрика). Директором стал Теодор Витолс.
Реорганизация и смена руководства проводились с трудное время – разгар мирового экономического кризиса, который не обошел стороной и Латвию. Тем не менее, изменения вскоре принесли ощутимые плоды. Главным образом, кардинально изменилась организация труда.
48 Новый директор старался опираться на руководителей технических отделов. Для подготовки квалифицированных работников осенью 1933-го года при заводе открылось ремесленное училище. Окончившие его становились заметными техническими работниками и мастерами на предприятии.
ВЭФ также начал интенсивно и целенаправленно использовать рекламу своей продукции.
Приоритетным направлением завода являлось радиоотделение, хотя он имел и множество других, на первый взгляд, не связанных с радио, отделов и служб.
49 Руководителем радиоотделения был назначен, получивший образование и отличные рекомендации в США, Николай Фелдманис. В сотрудничестве с Альбертом Мадисоном им были разработаны все известные довоенные модели приемников, выпущенных ВЭФом. В тоже время на завод начинают прибывать, окончившие Латвийский университет молодые местные специалисты. Это обозначило кардинальные технологические улучшения, развитие и углубление лабораторных исследований. Новые заводские лаборатории были оборудованы новейшей измерительной аппаратурой. Завод также изготавливал такую аппаратуру для собственных производственных нужд. В заводскую библиотеку регулярно поступали новейшие мировые периодические издания и книги по радио тематике. Любительское экспериментирование и слепое копирование иностранных разработок уступили место строгому научному подходу с использованием лабораторных опытов и измерений.
50 Н. Фелдманис принес на завод так же и американский подход к производству. В 1936-м году был запущен конвейер по сборке шасси и громкоговорителей, мощностью от 200 до 300-т радиоприемников за рабочую смену.
51 С именем Н. Фелдманиса также связано и использование в ВЭФовских радиоприемниках дешевых, по сравнению с европейскими, американских радиоламп.
52 Уже в радиосезоне 1932/33-го года появились первые положительные результаты. Завод выпустил партию качественных радиоприемников (VEFAR 2MD, VEFTrio 3MD и VEFON 4MD), оправдавших надежды покупателей. Это был серьезный опыт по отработке производства новых компонентов и новаторских конструкторских решений (громкоговоритель VEFdin, улучшение конструкции контуров ВЧ, создание нового типа переменного конденсатора и т.д.).
53 Больным вопросом у первых приемников был, можно сказать, плоский дизайн, вернее, отсутствие такового вообще. Но, начиная с радиосезона 1934/35-го года, в этой сфере завод начал показывать блестящие успехи. В этом заслуга будующего авиаконструктора Карлиса Ирбитиса (автор знаменитой эмблемы ВЭФа и дизайна радиоприемников радиосезона 1933/34 годов) и его брата – основателя латышской школы промышленного дизайна, Адольфа Ирбите.
54 Начиная с 1934-го года появился типичный впоследствии, ассортимент новых (обновляемых) моделей, где представлялись, по меньшей мере, одна модель дешевого «народного» приемника – простого двухлампового аппарата с сетевым или батарейным питанием, одна модель среднего класса с питанием от батарей (VEF Trio), супергетеродины среднего и высокого классов. Обычно каждый год выпускалась модель класса «люкс», чаще всего, в консольном исполнении со встроенным электрическим проигрывателем грампластинок. Так же каждый год выпускался, какой либо приемник с универсальным питанием (от сети как постоянного, так и переменного тока).
Успеху радиоприемников у потребителей в немалой степени способствовали их качественная отделка и элегантный внешний вид. Для этого на заводе был оборудован столярный цех с самым новым оборудованием. Следующим шагом ВЭФа в этом направлении явилось перенятие в свою юрисдикцию завода по производству фанеры в рижском городском районе Саркандаугава (Красная Двина) и его модернизация. Этот завод производил качественную фанеру для корпусов радиоприемников и высококачественную авиационную фанеру, которая использовалась для производства на ВЭФе первых латвийских самолетов, а так же составляла значительную часть латвийского экспорта. Объем экспортируемой фанеры значительно превосходил объем других, выпускаемых заводом, материалов. Приближалась война, и каждый из потенциальных ее участников хотел бы царствовать в воздухе.
55 56 Что касается достижений, нужно отметить существенный рост объемов выпускаемых приемников – в сезоне 1935-го года завод выпустил и продал 10 000 (десять тысяч!!!) аппаратов модели VEF AR 2MD/35 (цена – 125 латов).
57 Во-вторых – успех на всемирной выставке в Брюсселе. Из великого множества радиофирм, представленных на выставке, Гранд При за лучшие, как технически, так и эстетически, аппараты, получили две фирмы, одна из которых – ВЭФ.
Мощности завода значительно превосходили возможности латвийского рынка, поэтому были открыты торговые представительства в Эстонии, Литве, Финляндии, Норвегии и Швейцарии. Количество продаваемых за границей приемников постоянно росло.
58 В 1937-м году завод сумел достигнуть следующей высоты – выпустил относительно дешевую и, поэтому, доступную, модель «народного супера».
59 VEF Super MD/37, ценой в 209 латов существенно расширил круг покупателей супергетеродинных приемников – до этого момента они были слишком дороги для простого человека.
60 Уже к концу 1937-го года, завод со своими радиоприемниками, способными удовлетворить все слои населения, мог конкурировать в вопросах цены и качества с любыми местными и, даже, многими иностранными производителями. Завод крепко стал на ноги и получил точку опоры для дальнейшего развития.
61 В 1937-м году количество людей, работающих на заводе, превысило 3000 человек.
62 В этом же году завод получил еще один знак международного признания – Гранд При на всемирной выставке в Париже.
63 До второй половины 30-х годов на ВЭФе, как и вообще, в Европе, при разработке и производстве приемников основное внимание уделялось улучшению чувствительности и избирательности аппаратов. Но, с 1938-го года, на заводе стали уделять так же особое внимание на каскады усиления низкой (звуковой) частоты, дабы следовать новейшим мировым, так называемым, Hi-Fi (High Fidelity) тенденциям.
64 Из модельного ряда 1940-го года особо можно отметить дешевый (только 155 латов), 3-х ламповый батарейный супергетеродин VEF Super B306. Своей простой конструкцией, стабильной работой, экономичностью и стильным внешним оформлением, он завоевал симпатии слушателей.
65 Остальной модельный ряд 1940-го года так же отличается хорошим качеством аппаратов и разнообразием моделей.
В 1940-41-м годах, когда Латвийская республика, попав под жернова мировой истории «добровольно вошла» в состав СССР, организация работы на ВЭФе и ассортимент продукции не успели претерпеть значительных изменений.
После прихода немцев завод был переименован в AEG Ostlandwerk GmbH (VEF) и некоторое время старое название ВЭФ писалось в скобках. Производство полностью подчинили военным нуждам 3-го Рейха.
66 Из всего модельного ряда наиболее долго, ориентировочно, до середины 1943-го года, производились три модели радиоприемников – VEF Super M517, VEF Super B417 и VEF Super KB416.
67 Ведя рассказ о работе ВЭФа в довоенный период, особо надо отметить качество построенных на заводе 3-х латвийских радиовещательных передатчиков и передатчика в Клайпеде, в Литве. Стабильность частоты и качество звука получало положительные оценки радиослушателей и ставилось в пример международным центром радиоконтроля в Женеве.
68 Общее количество выпущенных на ВЭФе радиотехнических изделий видно на картинке.
Произведено на ВЭФе в период с 1924-го по 1943-й годы.
Детекторные приемники 8 моделей
Ламповые приемники 111 моделей
Специальные приемники и приемопередатчики 10 моделей
Усилители низкой частоты 10 моделей
Громкоговорители и головные телефоны 9 моделей
Источники анодного питания 2 модели
Зарядные устройства для аккумуляторов 3 модели
Измерительные приборы производственного назначения 10 моделей
Другое Строительство радиопередатчиков в городах Мадона, Кулдига и Клайпеда (Литва)

До войны ВЭФ был универсальной фирмой, которая, находясь под контролем государства, производило большое количество изделий, необходимых народному хозяйству Латвии. Не все изделия завода в то время были конкурентоспособны на мировом рынке и предназначались сугубо для внутреннего потребления, в том числе и по причине несоблюдения международного патентного законодательства (телефоны и телефонные централи).
Производство радиоприемников с начала 30-х годов было рентабельным и пользовалось спросом на мировом рынке. Изначально производство ориентировалось исключительно на местный рынок, но возможность экспорта теоретически не исключалась, и начала успешно осуществляться с середины 30-х годов.

69 Всего Латвийской радиопромышленностью было изготовлено около 300 наименований различных радиотехнических изделий.
Произведено в Латвии в период с 1924-го по 1943-й годы
Детекторные приемники 25 моделей
Ламповые приемники 259 (223) моделей
Специальные приемники и приемопередатчики 10 моделей
Усилители низкой частоты 16 моделей
Громкоговорители и головные телефоны 22 модели
Источники анодного питания 4 модели
Зарядные устройства для аккумуляторов 3 модели
Измерительные приборы производственного назначения 10 моделей
Неизвестное 7 моделей
Другое 1 модель


Спасибо за внимание!
Удачи Вам!

(с) Атис Брикманис, Латвийская республика, город Лиепая.

70 Перевод с латышского на русский и литературная обработка перевода – Сергей и Ирина Давидчики, город Рига.


первоисточник:- http://www.radiopagajiba.lv/main/lit_ra/ck_09.html

От НМР Гурьянов Дмитрий


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -2 [только новые]


доброжелатель




Пост N:393
Зарегистрирован:06.04.07
Откуда:оттуда
ссылка на сообщение  Отправлено:08.06.09 17:49.Заголовок:"Сетевой суперге..


"Сетевой супергетеродин Т420 – Концертсупер, отличался продуманным и качественным, фирменным монтажом. По сравнению с немецким оригиналом, у модели была повышена чувствительность, с целью улучшения возможностей приема всех европейских станций" - а как они его чувствительность повысили? что переделали? и сколько в цифрах чувствительность в микровольтах (или милливольтах) у прототипа и оригинала? кто-нибудь мерял?

А. Горский, а нам разрешение на перепечатку доклада в форум дали? или сделают ата-та?

добавка: уж ежели гулять так гулять - то можно разложить диафильм по кадрам и вместо цифр (номеров кадров) сами кадры к тексту добавить, и тогда получится книжка с картинками (в интернете). А то пока надо головой постоянно вертеть - в одном окошечке текст читаешь, в другом диафильм смотришь


Горский Антон Александрович, Мацква, ул. Ивана Бабушкина, 13, тел. +7-962-941-03-11,
укрпошта agors@i.ua
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
доброжелатель




Пост N:394
Зарегистрирован:06.04.07
Откуда:оттуда
ссылка на сообщение  Отправлено:08.06.09 18:05.Заголовок:О, мы ж это вроде гд..


О, мы ж это вроде где-то обсуждали - в Германии не делали Концерт-Супер - эта модель была только для дочерних фирм сборщиков в Чехии - Радиотехна и в Латвии Апситис-Лейбовиц:

http://www.radiomuseum.org/r/apsitis_koncert_super_t420_t_420.html

http://www.radiomuseum.org/r/radiotechn_super_koncert.html

Отличаются промежуточной частотой:

у чешского 132 kHz, у латвийского 468 kHz. И из-за этого чувствительность повысилась? в теории должна упасть, так как низкая частота лучше усиливается.

Так всё-таки был немецкий оригинал, или нет? Может это как сейчас Рено Логан и Дачия Логан - удешевлённая машина для Восточной Европы - на Украине продаётся Дачия Логан, а в России - Рено Логан, отличаясь только шильдиком? а во Франции не продаётся совсем - для Франции она слишком бедняцкая, слишком дешёвая...

А. Горский

Горский Антон Александрович, Мацква, ул. Ивана Бабушкина, 13, тел. +7-962-941-03-11,
укрпошта agors@i.ua
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет