On-line:гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Архив форума тут: http://radiomuseum.b.qip.ru/?0-20


АвторСообщение





Пост N:254
Зарегистрирован:14.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено:29.06.10 20:30.Заголовок: 1945-1946: самые знаковые бытовики.


Семь самых знаковых, а в чем-то и эксклюзивно схемонасыщенных аппаратов 1945-1946 годов. Ибо о народных приемниках, куда по праву вошли лучшие советские супера М-557, "Рекорд", 6н-25, "Салют", "Родина" -сказано очень много. Краткий, еще не отредактированный обзор ко Дню Победы опубликован тут:
http://oldradiobook.com/news.php?id=25&lang=rus<\/u><\/a>
Надеюсь, в теле уважаемого форума и со снимками он также будет многим полезен.
Итак, субъективный список. Семь виднейших заводов СССР - семь монументальных проектов 1945 года.

1. Ленинград-46 завода им. Казицкого
2. Радиола "Москва"
3. Консоль новосибирского "Электросигнала"
4. Петропавловская "Победа"
5. Горьковская "Победа" (13н-1)
6. "Радиола" рижской "Радиотехники"
7. Рижский ВЭФ М 1357

Открываю тему снимком из Политехнического музея. Где вы видите часть заявленных на первую пятилетку аппаратов, о которых в числе остальных пойдет речь в обзоре.

<\/u><\/a>

Ленинград-46 завода им. Казицкого

Самое заметное в истории соврадиопрома предприятие оказалось не первом месте по всем показателям. Можно говорить о разрухе и работе на оборонку, можно восхищаться вкладом заводчан в разработку широкой плеяды бытовых довоенных и послевоенных радиотехнических изделий. Но в нашем обзоре замечателен именно этот самый аппарат, Он готовился к первой годовщине Победы.

Итак, Ленинград. В нашем просторечьи Ленинград-46 (Л-46). Промышленность еще не ощутила мере вкус репараций, еще жива и властвует американская школа радио, но на Казицкого выбирают свой, свойственный лидеру - путь. Этот аппарат схемотехнически не похож ни на один довоенник, разве что в некоторой степени копирует наработки предвоенного СВД-10 (10 н-15). Где, и это тема иного разговора - сочетались схемотехническая и композиционная отсталость классики СВД с оправдавшими себя воронежскими довоенными наработками. Некоторые наблюдения приводят к выводу, о том, что александровские конструкторы не имели отношения к разработке 10н-15. И о том, что часть этих наблюдений вполне относится к Л-46. Иными словами - имеет отношение к заводу им. Казицкого

<\/u><\/a>

Подробный анализ первого радиоприемника знаменитейшей серии "Ленинград" не является целью данной заметки. Тем не менее, без особых натяжек следует признать: это был лучший бытовой радиоприемник в СССР, разработанный без использования штатных военных узлов. Которые были втулены в "Алтай", помпезную горьковскую "Победу" - 13н-1, и еще много куда. Подчеркну: именно узлов, а не комплектующих.

В отличие от первенцев высокого класса, ставших предметами данного обзора, Л-46 ближе всех к европейской школе. Пусть примитивными по виду и функционалу, но все же - модными до войны фиксированными диапазонами, горизонтальным корпусом с информативной шкалой и обозначениями, очень напоминающими подобные в ТФК... При этом схемотехнически и композиционно Ленинград-46 полностью советский и, если присмотреться поближе - собран во многом из деталей новосибирского "Электросигнала" и остатков американских комплектующих. На нашем форуме наблюдательными коллекционерами была высказано предположение, что шасси Л-46 готовилось под вертикальный корпус. Если учесть предположительный опыт СВД-10, то так вполне могло быть. И горизонтальный корпус появился впоследствии, а вернее - за несколько месяцев до первой годовщине Победы. Объяснение этому в стремлении сделать эксклюзив. И этот эксклюзив получился. И по корпусу, который был использован даже в телевизионном приемнике, и по параметрам самого высокого класса. Эти параметры не в состоянии затмить даже известные неудобства в ремонте и обслуживании.

Радиола "Москва"

В десятиламповой консольной радиоле «Москва», с автоматической сменой пластинок просматриваются следы довоенного Блаупункта или Филипса, послевоенного Штерна, или даже рижской Радиолы. Но по стилю исполнения и особенно деталям, она напоминает довоенные американские модели. Как бы там ни было, эта единственная в своем роде архаичная советская консоль была не только пафосом и вкладом в годовщину Победы, но и вполне эксклюзивной разработкой. Авторы ее нам пока неизвестны. Объемы выпуска и условия кооперации - тоже. Но однозначно то, что над ней трудится вес СССР. Причем, аппарат собран как из довоенных деталей, так и с использованием неизвестных европейских.

<\/u><\/a>

Более подробное описание радиолы вы найдете в брошюре Осоавиахима 1948 года под названием «Радиола «Москва». Приемник ни на какой другой не похож ни по компоновке, ни по типам используемых ламп. Где 6а7 и две 6к-7 - это вообще для тех времен какая-то заимствованная середина. Да и схема по прорисовке тоже не встречалась. С виду может казаться, что очень многое тут позаимствовано с 7н-27, ан нет: на шасси все тоже не как у всех, и "глаз" в центре шкалы... Уж не говоря о ручке вращения рамки... Динамический громкоговоритель имеет диаметр диффузора 300 мм.

Тем не менее, обращает на себя внимание логичная компоновка узлов сверху шасси. Не так кучеряво, как в 6н-1 и СВД. И место под УВЧ там явно есть, но его почему-то не поставили. Как и другие первые экспериментальные послевоенные аппараты радиола "Москва" являет собой отрыв от американской школы, но еще сохраняет огромное ее влияние, привнеся в архитектуру что-то наше, византийское.

Консоль новосибирского "Электросигнала".

Предприятие, построенное в начале войны, к ее окончанию наряду с горьковским ЗиЛом имело репутацию самого массового производителя средств связи для оборонки. А потому наладить выпуск простых аппаратов для населения здесь было не так и сложно. Сложнее было удивить потребителя высоким штилем. Но под рукой были чертежи Д-11 и опыт воронежского "Электросигнала". К тому же, сырьевая и кооперационная самодостаточность предприятия явно определили выбор заводчан в направлении американской школы. В прессе мелькает сообщение о выпуске нового исполнения 9н-4 с проигрывателем грампластинок. Она, эта самая радиола, и представлена на снимке из Политехнического музея крайней справа.

Чем же ее отличие от довоенной Д-11 (11МГ-2)? В первую очередь в том, что завод, несмотря на собственное деревообрабатывающее производство, не владел приемами шпонирования корпусов бытовых радиоприемников. Да и задачи такой перед ним не ставилось: технологии деревообработки были ориентированы на менее изощреннее военные ящики. Первый шпон в Новосибирске появится лишь на радиоприемнике "Восток-49", а в 1945-м году бытовые аппараты просто красили. Окрашена в черный и, надо полагать, окрашена качественно - и эта радиола. На единственном известном мне экземпляре есть места, прямо указывающие на это высокое качество. Где некоторые фрагменты корпуса, а именно решетка сильно напоминают прародительницу RCA D22.

<\/u><\/a>

Схемотехнически и композиционно шасси на 90 процентов идентично 9н-4. Некоторые лампы сменены местами, по-видимому в выходом каскаде была применена 6л6 или 6п3. К сожалению, до сих пор не удалось установить, как был нагружен большой громкоговоритель Клангфилм, и использовался ли для него отдельный усилитель низкой частоты. На это обстоятельство указывают дополнительные отверстия в днище отсека громкоговорителя, но это уже тема иного разговора.

Петропавловская "Победа"

О ней первые сведения поступили в 2007 году на форум "Ламповые Души". С того времени много и подробно в части визуальной о петропавловской "Победе" написано на одном из родственных форумов. Конечно, это уже не чистый СВД. Хотя, по главным комплектующим и элементам - самый близкий его родственник. С высоты времени трудно гадать, почему в качестве образца для контуров были взяты не оправдавшие себя катушки СВД, где лишь сменили подстроечники, да не самым лучшим для добротности образом: вставив огромные металлические элементы вовнутрь.

Но в Северном Казахстане, похоже, не было выбора. Ибо чистый СВД на роль приемника Первой Годовщины Победы не годился, а деталей и образцов 41 года, легших в основание александровских СВД-10 и СВГ-9 позднего образца либо не сохранилсь, либо они были достоянием завода имени Казицкого. При этом удивительно, что большинство незаметных неискушенному знатоку деталей - таковы как на александровских трансляционниках образца 41 года. Речь, естественно, не о силовом трансформаторе или иных заметных изделиях. Похоже, "Победа" была не простым прологом ПТС-47, а закономерным шагом в подготовке ее выпуска.

<\/u><\/a>

Особо стоит отметить корпус данной "Победы". Который внешними очертаниями очень похож на известный и, довольно простой бестрансформаторный немецкий "Телефункен". Почему был выбран такой вариант - мы можем никогда не узнать. Но "Победа" помпезнее ТФК, здесь более информативна шкала и, надо полагать - достойная акустика.

В отличие от Горьковской, петропавловская "Победа" выпускалась серийно. и стала прологом к исключительно советской логике построений средств массовой коммуникации. Столь важной, и одновременно нелепой в своем несовершенстве, как сам аппарат.

Горьковская "Победа" (13н-1)

Здесь я ничего не могу добавить к тому, что писал два с половиной года назад. Горьковская "Победа" не удостоилась даже такой мизерной серии, как петропавловская. Возможно, это была всего лишь "игрушка" заводчан, их дань времени и первой годовщине Победы. Возможно, она слишком эксклюзивна и сложна. Да и УС-П, сменивший к тому времени чистый "УС" - был более востребован, чем его "брат" до детектора - вещательная разработка под названием 13н-1. Последних было выпущено несколько десятков, а самой "Победы" - модернизированного 13н-1, нет и 10 единиц. Почему? Возможно потому, в Горьком понимали грядущий отказ от американской школы. Возможно - это не было профилем ЗИЛа, где послевоенной сверхзадачей было создание комплексов радарных систем. Да и какая, в общем, разница... Цитата.

В основе высокочастотной части 13-Н-1 использованы контура, фильтры, и даже механизм переключения диапазонов радиоприемника УС. Конечно, все детали и узлы смонтированы в более свободном пространстве, но такой конструкторский "размах" никак не повлиял на параметры аппарата (он имеет довольно высокую чувствительность и избирательность, но это тема иного разговора). Это второй после некоторых экземпляров СВД-1 бытовой "супер", в котором частотный КВ-диапазон простирается от 2,5 до 18 мегагерц. Но зато внешне в сравнении с компактным самолетным радиоприемником, 13-Н-1 представляет помпезный тринадцатиламповый аппарат. В нем впервые в СССР использован межкаскадный трансформатор-фазоинвертер и "родной" динамик от культового германского радиоприемника Telefunken. Мощный двухтактный выход на лампах 6L6 с двумя 6с5 в предварительном усилении. Внушительный, из толстого материала корпус. Который внешне очень напоминает американского прародителя 13р-1: RCA 810T4. Этот корпус,сделан из профной авиационной фанеры и шпонирован под орех. В отличие от штатной версии 13н-1 "Победа" имеет множество хромированных элементов перед шкалой, на вертикальных декораттивных планках, а также электропроигрыватель. Монтаж узлов и элементов шасси 13-Н-1 больше напоминает "старую" американскую школу.

<\/u><\/a>

По свидетельству сына конструктора, передавшего мне приемник, таких аппаратов было 9 штук.

"Радиола" рижской "Радиотехники"


Александр Апситис руководил своим предприятием в годы независимой Латвии, дирижировал советизированной довоенной "Радиотехникой", был на посту директора завода при немцах, сохранил свой пост и после 1945 года... Апситис человек-загадка и человек-легенда одновременно.

<\/u><\/a>

В Политехническом музее экспонатам рижской "Радиотехнике" всегда отводилось заметное место. О чем свидетельствуют и приведенные фрагменты снимков. Мы не знаем, как достоверно назывался знаковый консольный первенец, собранный на базе знаменитой Т-689. Но руководство "Радиотехники" в те годы вполне отдавало себе отчет: к первой годовщине Победы надо заявить нечто большее, чем традиционно позаимствованную у немцев "Ригу". Вот только "что" это было..? Возможно, это что-то наподобие напольного Блау или Филипса. Очень, кстати, напоминающее монстров Радиотехники, выставлявшися на ВДНХ и в Политехе в последующие годы. В любом случае, действующие экземпляры нам неизвестны. Латвийский историк радио Николая Баранова пишет:

"В журнале Радио № 3 за 1946 год опубликована статья, рассказывающая о радиоотделе Политехнического музея. В статье упоминается новая радиола и радиоприемник Т-689 Рижского завода Радиотехника. Радиоприемник описан в этом же номере журнала. О радиоле информации сохранилось совсем мало.
На третьей странице обложки журнала Радио №12 за 1951 год показаны фотографии выставки "Промышленность средств связи СССР" в Политехническом музее. На одной из них - рижская радиола. Заметим, к этому времени уже разработана более совершенная Рига Т-51, анонсированная в Радио №1 1950 г. и описанная в №11 1951 года. А о самой выставке рассказывалось в журнале №11 за 1949 год".

Николай скрупулезно собирает информацию об этой загадочной радиоле, приводя снимок подарочного экземпляра с надписью "X съезду профессиональных союзов". Снимок из архива Александра Апситиса. Съезд этот состоялся в апреле 1949 года. Видно, что радиола создана на базе радиоприемника Рига Т-689. Однако, можно заметить, что внешний вид этой радиолы и аппарата из Политехнического музея немного отличается", - утверждает автор: hntp://www.radiopagajiba.lv/RRR/689_912/radiola.htm"

Мы же заметим, что к дате съезда в апреле 1949 года прошло немало времени. Которое вполне могли изменить внешний вид начального замысла директора "Радиотехники". Потому в коллаже третьим фрагментом даю уже известное вам фото экспозиции Политехнического музея от конца 1945 или начала 1946 года. Где монументальное изделие Апситиса, как уже сказано - вполне может занимать второе место справа. Где немного не так расположены ручки и не такой, как у остальных двух экземпляров внешний вид. Тогда же что на фотографии, и чей это "почерк"?

Рижский ВЭФ М1357

Знаменитый завод был готов ко многому, в том числе к послевоенным ухабам конъюнктуры. С другой стороны - здесь было проще: была самая знаковая довоенная модель М-1307. На ее основе была представлена высшей потребительской верхушке СССР такая же, но слегка упрощенная модель ВЭФ М1357. Здесь выдающееся значение имели параметры, явно подстегивавшие работников им. Казицкого к совершенству их детища Л-48. Но у вэфовцев, как и на Радиотехнике, не было послевоенного пафоса, который мы наблюдаем на примере Петропавловска, Горького или Москвы. Была почти будничная работа. И было технологическое спокойствие: военное лихолетье не затронуло конструкторских и конъюнктурных основ производства аппаратов для населения.

<\/u><\/a>

Новая разработка имела тринадцать каскадов и 14 ламп, а также семь одновременно работающих настроенных контуров. По тем временам лишь одни эти факторы гарантировали членство аппарату в самой высокой группе вещательных радиоприемников. Входные цепи были оптимизированы до предела с учетом того, что новая модель оснащалась американскими лампами. Естественно, для 14 ламп требовался более мощный силовой блок. Потому здесь впервые применен трансформатор, послуживший образцом силовиков Латвии и Мира, использовано практически такое же штампованное шасси, и многое другое. В конструкции четко прослеживается как логика преемственности, так и неторопливое следование перспективе.

Среди нововведений стоит выделить механизм автоподстройки частоты, собранный на двух лампах. Описывать его работу не имеет смысла, скажу лишь что он построен по классической схеме электронного управления частотой гетеродина, которую впервые продемонстрировала фирма Telefunken. Наподобие СВД-10, обеим РП "Победа" и Л-46, в рижском детище использованы два каскада усиления промежуточной частоты. Что было особенно важно для комфортного приема большего числа послевоенных станций и соответствовало требованиям самого высокого класса.

В общем, несмотря на продемонстрированный вклад в первую годовщину Победы, ВЭФ и другие предприятия о которых я упомянул - ждала участь всех крупных и малых радиозаводов: выпуск простых и дешевых аппаратов массового спроса.


Валерий Миргородский
Классика лампового радио: http://forum.oldradiobook.com/<\/u><\/a>
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 181
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет