On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Архив форума тут: http://radiomuseum.b.qip.ru/?0-20


АвторСообщение
Директор




Пост N: 791
Зарегистрирован: 21.02.07
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.12 20:25. Заголовок: Кто Мы и зачем Мы!?


Шапкин В.И.

Коллекционное собирательство: причины и смысл


Цитата в начале: «Нет нигде и никаких стандартов - что и как НАДО коллекционировать.» Н.С.Трошкин, 2012 год. Профессиональный радиоинженер. В 1991 - 92 гг. Главный инженер Музея Радио Шапкина В.И.


Незадолго до даты моего жизненного (численного) коловрата в 69 годочков, который, по романтическому определению есть период «только раз бывает в жизни счастье…», я имел с одной прекрасной духовно и физически леди длительное общение по вопросу приобретения у неё очень редкого фамильного радиоколлекционного предмета. Как корыстно меня подозревают в сети, и я принужден согласиться, интересы были весьма далеки от женских чар, духовности и пр. сентиментально-интимных колебаний высокой частоты, а имели чисто меркантильную подоплёку. А как иначе? Я бы не считал себя высоким профессионалом собирательства, если бы выслушивал эту даму с точки зрения полезности её духовных и телесных достоинств.

Что меня поразило в этом общении больше всего? В качестве последнего, решающего аргумента при установлении стоимости раритета, его владелица однозначно отнесла меня к человеку, а не к животному. Ибо инстинкт коллекционирования (а она его у меня диагностировала автоматически) присущ только человеку, как высшему представителю животного мира. А поскольку я не прочее животное, то и платить обязан «по-человечески»! То бишь, игнорируя экономические рыночные реалии.

Отсюда резонный вопрос. А что, собирательства, как такового, нет у высших животных по меньшей мере? Ответ не в пользу нашей человеческой исключительности. И перелётные птички, которые при строительстве гнёздышка расклёвывают и беспощадно удаляют теплоизоляцию (стекловату!) ангара фондохранилища Национального музея Радио с принесением туда всякого тёплого пуха и защитных веточек, не являются собирателями? То есть, своеобразными коллекционерами. Причём, устроив его, они прилетают и занимают это место каждую весну!

Итог. Наше собирательство, вернее, тяга к нему, имеет бесспорно генетическую природу. Она заложена в нас биологически. Но человек отличается от остальных животных тем, что это собирательство превратил в собственную (интеллектуальную) прихоть. С биологической точки зрения не обязательную. Мы просто собираем нечто. Для себя, любимого. Мы от этого получаем эстетическое удовлетворение. Это чувство, в свою очередь, вызывает у нас сильнейшие биологические гормональные всплески удовольствия. У всех собирателей без исключения.

Присутствие биологического (генетического) компонента есть основа собирательства. Но начало его по срокам бесспорно случайно. По тем или иным жизненным обстоятельствам. Тем не менее, абсолютно точно можно установить мотив. Это неудовлетворённая в той или иной степени бывшая жизненная потребность. Естественно, материальная. Но обязательно связанная с собственным влечением или увлечением. У коллекционеров Старого Радио, к примеру, занятие радиотехникой в юности, по службе в Армии и пр. Не меньшим стимулом является и невозможность когда то ранее приобрести понравившуюся вещь, предмет. Собирательство - удовлетворение несбывшихся ранее желаний. Это всё можно (условно) поименовать общим чувством ностальгия. Томительная тяга к всегда сладкому прошлому. Человек сегодня переживает, что было у него тогда. Лучшее, естественно. Он восстанавливает чувственную сторону того, ушедшего.

В сети на форуме сайта antradio.ru и других поднялся и безответно тихо опустился сакраментальный вопрос – а что такое коллекционирование, и кого считать профессиональным коллекционером? Что является фундаментальным при отнесении собирателей к тому или иному классу?

Ответ, бесспорно, лежит в глубоком понимании сути собирательства. Она у человека одна. Это собственное эго. Но собирательство, в зависимости от социального значения, имеет три степени.

Первая, низшая. Это простое собирательство. К примеру, известный литературный персонаж Н.В.Гоголя из Мёртвых душ помещик Плюшкин является простым собирателем. Ему оно нужно для собственного эго удовлетворения. Помещик (дворянин соответственно) по своему материальному и общественному положению не нуждается в подобном. Но он не является коллекционером в полном смысле этого слова – у него нет тематичности. Он собирает что попало.

Вторая ступень в собирательстве, это появление обособленной темы. Предметы собирательства являются определённой группой, собранием. У которого есть один довлеющий признак. Иначе тема. Неважно, какой признак, но имеющийся у всех собираемых предметов. Это может быть собранием радиоприёмников, кукол, стаканов и пр. И первая и вторая ступени собирательства есть классическое удовлетворение собственного эго. Тематичность есть ступенька, позволяющая считать собирателя коллекционером. Выбор тематичности и коллекционная структура предметов в теме есть частное коллекционное дело. Но и она имеет только личностный характер. Почему? Здесь нет социума (общества). Большинство коллекционеров останавливается на этой ступеньке, не двигаясь дальше. Само коллекционирование, как нравственное состояние, в этом случае исчезает, и заменяется ничем не останавливаемым эго желанием – иметь то, чего нет у других. Много путей ведут в коллекционный тупик вырождения, но этот последний, заключительный.

Третья ступень - это профессиональное коллекционирование. Когда вся масса тематически собранных предметов в той или иной степени предлагается для общественного использования. Неважно, зрелищности, просвещения, истории, науки, выработки административных решений и пр. Только при включении социума, как общественного потребителя коллекции, что является главным и единственным критерием, возводит коллекционера в степень профессионального.

Высшая ступень (итог) любого собирательства есть создание учреждения (музея). Неважно с какой формой собственности, но позволяющей на базе этого учреждения вести одновременно полный комплекс работ для социума. Прежде всего, это физическое сохранение предмета, затем его научное изучение и, наконец, с образовательным и культурно-просветительским использованием. Всё.

Вопросы музейной деятельности есть профессиональные и собственно к профессиональному коллекционированию прямо не относятся: они достаточно хорошо освещены в специальной литературе. Что касается профессионального коллекционирования, то оно, не выделяемое ранее, требует подробного рассмотрения. И лучше здесь исходить с точки зрения общих особенностей коллекционирования.

Первое и главное. Коллекционный смысл. Он появляется с первого коллекционного предмета. Он обязателен, хотя далеко не всегда выступает в явном виде. Это отношение к предмету как памятнику человеческой истории и культуры. У обывателя и простого собирателя такого смысла нет. У коллекционера он всегда есть. Но для себя, для собственного эго. У профессионального коллекционера этот смысл фундаментален. Коллекционный предмет для него лично имеет меньшее значение, чем чувство того, что он причастен к великому социумному делу – сохранению материальной человеческой истории. Естественно, это также собственное эго. Но оно разделяется с ним другими. Это исключительно мощный, социальный фактор собственного удовлетворения. И тоже биолого-генетического порядка – человек животное стадное. Отдельно существовать он не в состоянии.

Второе. Профессиональный коллекционер есть хранитель. Хранитель в самом высоком значении этого слова. То есть хранитель истории, радиотехнической мысли и её материального воплощения в нашем случае. Отсюда, для профессионального коллекционера любые операции с приобретённым коллекционным предметом – продажа, обмен, дарение и т.д. есть запрещённые вещи. Они допустимы только в исключительных случаях и при тщательном взвешивании всех обстоятельств и только при наличии дублей.

Третье. Профессиональный коллекционер никогда не делит предметы на хорошие или плохие, знаковые или не знаковые, высшего класса или низшего и т.д. Для него любой коллекционный предмет есть памятник истории и культуры. И ничего более. Памятник либо есть, либо его нет.

Четвёртое. Профессиональный коллекционер при оценке коллекционного предмета никогда не измеряет его коммерческой стоимостью. Он никогда и ничего не делает с предметом для поднятия его рыночной (аукционной) стоимости. Цена его приобретения есть просто цена и она не имеет никаких коллекционных параметров. Это просто учётный фактор.

Пятое. Профессиональный коллекционер никогда не разделяет предметы по потребительским качествам. Он не продавец и не потребитель. Он собиратель.

Шестое. Профессиональный коллекционер никогда не оценивает предмет с точки зрения его редкости (встречаемости). Для него важна историческая ниша (научная, технологическая, социальная и пр.) коллекционного предмета. Так называемая раритетность (редкость) есть понятие рыночное и носит частный характер.

Седьмое. Профессиональный коллекционер никогда не вмешивается в предмет, за исключением его освобождения от посторонних или артефактных вмешательств. Любую реставрацию следует относить к нежелательным процессам и использовать её исключительно и только в тех случаях, когда состояние предмета не позволяет его использовать с теми или иными коллекционными и музейными целями. Но, в случае реплик или новодельности полностью утраченных частей, деталей предмета существенных ограничений нет. Эти вмешательства профессиональный коллекционер обязан отражать в легенде (описании) коллекционного предмета с максимальной степенью детализации.

Восьмое. Профессиональный коллекционер всегда помнит и учитывает общесоциальную значимость любого коллекционного предмета.

Девятое. Профессиональный коллекционер никогда не собирает предметы с точки зрения накопления, либо сохранения в них какого-либо денежного эквивалента. Он обязан при жизни принять все меры, что бы накопленный коллекционный фонд в последующем не разрушился от единичных продаж, и сохранился в цельном виде. При этом вопрос наследственности есть частный. Если он считает, что фонд сохранится у наследников (неважно, его родственников, иных частных лиц, корпоративных и государственных учреждений), он обязан сделать наследственное распоряжение при жизни. Любые рыночные отчуждения накопленного фонда обязаны в любом случае осуществляться целиком, без каких либо изъятий.

Десятое. Профессиональный коллекционер всегда относится к остальным, кто его окружает, как к пособникам или подсобникам в его профессиональном деле. Это всевозможные продавцы или профессиональные коммерсанты, аукционисты и просто спекулянты (барыги). Это всевозможные реставраторы и отдельные инженеры, рабочие или умельцы. Это собственники арендуемых помещений. Это сторонние деятели науки и муниципально-государственные администраторы. Это владельцы сетевых ресурсов, использующих нашу нишу в личных интересах. И прочие, включая заинтересованных. Все, кроме тех, кто занимается профессионально коллекционным или музейным делом. Это наши коллеги и друзья. Мы есть элита общества. Почему? Мы только даём ему, оно это всё только берёт от нас. И в подавляющем числе случаев норовит взять нагло и беспринципно.

Но это наша профессиональная коллекционная судьба. Мы избрали её сами. Это наше эго!

Национальный музей Радио
Петровское-Алабино
31 октября 2012г. В день авторского жизненного коловрата.


С сайта http://www.museum-radio.com

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет