On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Архив форума тут: http://radiomuseum.b.qip.ru/?0-20


АвторСообщение
Директор




Пост N: 790
Зарегистрирован: 21.02.07
Откуда: Россия , Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.12 20:23. Заголовок: Интересующимся нашей историей СССР


Шапкин В.И.

Фрагменты детских и отроческих ценовых воспоминаний.
С аналитикой на сегодня.

Был весьма ностальгически тронут темой о ценах и прожиточном уровне прошлых времён, поднятых на страничках ряда радиосайтов (antradio.ru в частности). Вопросы ценообразования актуальны для коллекционеров и радиомузеев и их концептуальная основа изложена на нашем сайте museum-radio.com в разделе фонды и коллекции. Рекомендую с ней ознакомиться заинтересованным участникам и дилерам.

Деньги – это привязка ко времени объективной стоимости, которая имеет свои собственные законы развития. Поймать по временному моменту когда, что и за сколько покупать и продавать есть задача с неким числом иксов и игреков, но её разрешение при знании общих законов ценообразования в целом достаточно несложное дело. Во всяком случае, в долговременной перспективе элементарно.

Что я лично помню о тех незабвенных временах, окрашенных радостью детского и отроческого восприятия? Вернее, как сегодня, по минувшим почти 70-ти годам своего бренного (и далеко не худшего по личному мнению) существования, я не просто вспоминаю, а аналитически размышляю? Когда было лучше и хуже? Дороже или дешевле? Тогда или сейчас? Почему и как?

Деньги в моём детстве появились после денежной реформы декабря 1947 года. До этого были пайки, какие то выдачи и приобретения, которые носили формальный и практически не связанный с деньгами характер. Я отчётливо помню, как 2 января 1948 года мой отец, тогда военный врач, впервые принёс в коммунальную комнату нашего семейного проживания цельную килограммовую буханку ослепительно белого хлеба сказочного вкуса из твёрдой сибирской пшеницы – крупчатки, как называл её мой отец, вышедший из крестьянского рода сибирских переселенцев XIX века. Это была первая послереформенная покупка за деньги (1рубль 80 копеек) в магазине!. Только позднее, работая на Кубани с 1968 года по 1973 год, я снова вкусил и вспомнил тот самый детский хлеб. И ныне, ежегодно приезжая на Кубань к могиле моих родителей, я первым делом беру белый хлеб станичной выпечки из легендарной кубанской пшеницы. И мастеров хлебопечения станицы Елизаветинской – входящей сегодня в городскую черту краевого центра Краснодара.

В Москве такого хлеба нет. На Кубани я за него плачу ныне 17 рублей. Но за 700 граммовую буханочку. Итого, цена 1 кг такого хлеба на сегодня 24 рубля 28 копеек. Коэффициент покупательной способности рубля по хлебу равен 13.49. В Москве аналогичный хлеб (хуже по качеству, конечно) в батонном исчислении стоит 17 руб. 400гр, а килограмм 42 руб.50 коп. Коэффициент 23,6. Усредняем коэффициент 13,49+23,6:2 = 18.55. Вот объективная величина цены белого хлеба по деньгам. Она стала в 18, 55 дороже к номиналу 1 января 1948 года.

В советское послевоенное время была единственная деноминация с 1 января 1961 года. Десять к одному. Рубль стал стоить десять копеек. Поэтому все сравнения в ценах должны учитывать этот существенный момент. Естественно, до финансового краха января 1990 года (Павловская денежная заморозка и свободно плавающий курс рубля).

Каковы были месячные заработки на 1 января 1948 года? Мой отец, тогда майор медицинской службы, в сумме оклад плюс звание получал зарплату 1800 руб. Врачу на гражданке ставка 550 - 600 рублей, медсестре 300 рублей, санитару 150 руб. Уборщица в школе 120 руб. Учитель 250 - 500руб. в зависимости от образования и класса. Инженер обычный на заводе 1200 руб., начальник цеха 1800 -2000 руб. Директор среднего предприятия 3000 руб. Чернорабочий 300-500 руб., квалифицированный рабочий 800 руб., мастер 1000 руб. Очень большую зарплату имел подвижной состав ЖД – машинист паровоза до 3500 руб., помощник до 2000 руб., кочегар до 1000 руб.

С другой стороны, сегодня чернорабочий (типа дворник, подсобник) должен получать соответственно, исходя из стоимости белого хлеба, 9275 руб., рабочий 16 000 руб., мастер 18550 руб., директор предприятия около 56 500 руб. Сравните. Прошло 60 лет, а народ не стал жить лучше и веселее! Учитель в сельской школе получает 6 000 - 8 000 тыс., врач в сельской больнице около 8 000-10 000 руб. Где прогресс в покупательской стоимости заработков?

Табак. Махорка от 40 копеек пачка, папиросы самые дешёвые типа Огонек (гвоздики) пачка 25 шт. 60 коп, сигареты Памир 20 шт.1 руб, Прима 1руб.20 коп., папиросы Беломорканал 25 шт. 2 руб.20 коп., Любительские 2 руб.50 коп., Казбек 3 рубля, высшего сорта №1 типа Дюшес и Герцеговина Флор 7 руб.10 коп. за 25 шт.(пачка). Яйца за десяток 5 – 7 руб., мясо 7-12 руб. за 1 кг,, молоко летом 1р. 80 коп. литр. Масло сливочное 18 руб., сахар 7-9 руб. Колбаса варёная 15-17 руб., Краковская 25 рублей за 1 кг. Эта колбаса была на порядок суше и вкуснее сегодняшней сырокопчёной, а нынешняя краковская есть гнуснейшая и противнейшая наглая подделка. Тогда такая называлась полукопчёной колбасой из субпродуктов и стоила 7 руб. кг. Табак стал удельно дороже в два раза, но яйца, сахар подешевели. Мясо и мясопродукты в целом пропорционально не изменились.

Напитки спиртные. Вино сухое ординарное 0,5 л 5 - 7 руб., креплёное типа портвейн 0,75 л 9 - 13 руб., шампанское 0,8 л 18 - 21 руб. от сорта. Водка простая «сучок» 21 руб. 20 коп. (запечатанная картонной пробкой и залита сургучом коричневого цвета), Московская особая «белая головка» 23 руб. 70 коп (отличалась заливкой белым сургучом). Коньяк 3 звездочки 25 руб., 4 зв. 28 руб., 5 зв.30 руб., марочные коньяки КВ, КВВК от 35 рублей за 0,5л. Коньяк типа КС и ОС (Двин, Енисели) 50 руб. Разливное пиво 2 руб. 20 коп. 0,5л. (кружка). Умножьте на коэффициент 18,55 и сравните с сегодняшней ценой. Водка должна стоить минимум 400р., а стоит 120 руб. Коньяк простой от 500 р. (подлинный так и стоит), а продаётся суррогат абсолютный 250 руб. Дешевле стали вина и шампанское - суррогаты. Подлинные соответствуют прежним – от 400 руб. за 0,8 л. Пиво в цене не изменилось.

Денатурированный спирт (денатурат) 7 руб. 0,5л. Его пили бывшие фронтовики и инвалиды, которых было несметное количество. Они сидели в два ряда у каждого рыночного входа, без ног и рук, со страшными рваными и испитыми лицами и увешанные орденами на груди – не чета нынешним с юбилейными медалями. Те фронтовики умерли все. У нас в клубе был киномеханик, молодой парень 28-ми лет. Он нетрезвый попал под поезд в 1951 году и погиб. У него был орден Ленина, два ордена ВОВ, один из которых I степени золотой, два Красной Звезды. Бывший разведчик-радист. Был на фронте 3 года. Два тяжёлых ранения. Выжил для смерти в мирное время.

Мне в школу на завтрак родители давали 1 рубль. Жёлтенький. Остался, естественно, в коллекции. Булочка школьная 30 коп. Пирожок с ливером во фритюре мясокомбината 42 коп. Ситро 1 руб. 20 коп без бутылки (1руб. 20 коп. бутылка) Порция мороженого молочного от 30 копеек, вода газированная из передвижного аппарата с сиропом 20 копеек. Без сиропа 5 копеек. В школьных буфетах открыто торговали пивом в бутылках – 3 руб.70 коп. Некоторые педагоги пили его в обед – не запрещалось. Наш суровый директор пил его у себя в кабинете – ему туда лично носила молодая гладкая буфетчица. (По слухам сожительница). Мои наиболее отвязанные школьные товарищи пили пиво в большую перемену и угощали друзей. Это не поощрялось, но и не наказывалось. В народе было стойкое мнение, что детям пить пиво очень полезно. Детям рабочих родители давали с собой в школу завтраки и обеды натуральные в мисочках, бутылках (молоко) и пакетах. Регулярно дети деньги на буфет не получали, но в конце недели, в аванс или получку, а так же в праздники родители давали по 10 рублей сразу, что приводило к покупке вина и водки и совместному алкопотреблению.

Одежда и обувь были очень дорогими. Чисто кожаные туфли (ботинки) выходные 150-180 рублей пара. Мужской костюм шикарный из бостона или кастора чистейшей шерсти 1300 руб. Многие пользовались мастерскими по пошиву обуви и одежды. В ходу были полулегальные сапожники и швейные мастера. В магазинах выбор был очень скудный. Покупали практически всё. Мне в школу покупали рубашки по 20-30 руб., брюки 80 руб., пиджак около 100 руб. Носили очень долго. Вещи были «на вырост». Но качество высокое. Я ботинки не успевал выносить за три года, и они становились малы. Сегодня я ношу обувь один - полтора месяца максимум. Тогда три года. Но нынешняя верхняя одежда из синтетики довольно прочная. И удобная – практически гладить не надо!

Вернёмся к технике и ценам. Тогда это фотография, радио, средства передвижения. Фотоаппарат Комсомолец 120 руб. Зоркий 1200 руб. Киев 2200 руб.! Страшно дорого. К 1958 году они подешевели в два и более раз. В 1950 году радиоприёмник «Москвич-В» 180 руб., «АРЗ» 250 руб., «Рекорд» Петропавловского радиозавода около 400 руб. Детекторный приёмник Комсомолец 50 руб. Это народные РПУ и они были у многих. А более дорогих я в магазинах не видел. Разумеется, цены могли колебаться. В кооперативной (сельской) торговле были наценки до 10-15%. Сегодня, таким образом, Москвич-В должен стоить на молотке не менее 3000р, АРЗ 4000р, Рекорд 7000р.

Но на первом месте у мальчишек был транспорт. Велосипед, мотоцикл, автомобиль. Ни в каком классе и никакой мальчишка не был к этим вещам равнодушен. Там, где я учился, в семилетней железнодорожной школе, музыкантов и танцоров не было ни одного. Из 800 учеников. Девчонки занимались в основном рукоделием, биологией. Но учитель пения был! Мужчина. В старших классах половина педагогов были мужчины. У нас по физике, химии, истории, физкультуре. Кружки фото, авто, радио велись мужчинами в школе и домах пионеров и культуры. Бесплатно, разумеется. Для всех желающих. ДОСААФ и предприятия очень хорошо финансировали эти кружки.

Велосипед в зависимости от модели стоил от 600 руб. и до 900 руб. Мотоцикл К-125 куб. см. 1300 руб.(макака - минского завода), средний типа ИЖ 1800 - 2200 руб. Тяжёлый М-72 (аналог БМВ) с коляской 5000 руб. Автомобиль Москвич МЗМА-400 9 000руб., Победа М-20 16 000 руб., ЗИМ ГАЗ-12 40 000 руб.

На личных автомобилях остановлюсь подробно. Мой отец очень хотел иметь автомобиль. Он в технике не разбирался вообще, но, как я сегодня обоснованно предполагаю, ему он нужен был для комфорта и престижа. Мать была сначала ревниво против, но ему удалось её склонить обоснованием хозяйственной надобности личного авто по огородам, собиранию ягод и грибов, личному хозяйству, ибо к 1953 году мы жили в собственном выстроенном доме – земельный участок выделили бесплатно и, как вся тогдашняя интеллигенция во многих городах, не гнушались заниматься подсобным хозяйством в той или иной степени, начиная с посадки картофеля у стен бараков и содержания свиней и коров в сараях. По существу, основная масса интеллигенции была выходцами из пролетариата и крестьянства и как себя прокормить, знали. Кстати, все дети привлекались в обязательном порядке к ведению домашних подсобных хозяйств, огородов, кормления и выпаса скота и т.д. Это занимало от 2-х до 4-х часов в день. Летом, начиная с 12 лет, некоторые школьники даже подрабатывали на стороне. С 14 лет на железной дороге, таскали шпалы, копали, укладывали тяжеленные рельсы. Зарабатывали некоторые за два-три месяца до 1000 руб. Покупали себе фотоаппараты, велосипеды и мотоциклы.

В городе Омске, где проходило моё техническое автофоторадио отрочество, в 1953 году было около 450 тыс. жителей. Второй город Сибири после Новосибирска по промышленно-культурной значимости и населению. Семь вузов, 23 техникума, 3 театра. И первый по милитаризации промышленности. Самолёты, авиадвигатели, танки, самоходные артиллерийские установки, развитая радиотехника – авиа и общевойсковая, боевые ракеты, шины и нефтехимия. Там были и соответствующие высокие зарплаты. В начале 1953 года отцу предложили трофейный опель-капитан за 5000 руб. Но он был не на ходу – была снята головка блока, карбюратор. Покупка по этой причине не состоялась. В марте 1953 года, сразу после смерти И.В.Сталина, народ как то вздохнул по свободнее – стало не так страшно, и отец встал на очередь в автомагазине (уже была очередь!) На два автомобиля сразу – Москвич с очередным номером 152 и Победу с номером 101.

Будущий автомобиль был частым предметом обсуждения в нашей семье – родители и два сына. Порядок очереди был таков. Её вели активисты из первых 100 человек, передавая её назад по мере приобретения автомобилей. Перекличка очереди проходила еженедельно лично по воскресеньям в помещении магазина. Если человек пропустил два раза подряд перекличку, его автоматом исключали.

По моим наблюдениям, реальные покупатели, то есть те, которые купили автомобили, составляли около 40% очередников. Примерно 30% записавшихся, постояв в очереди, перепродавали её, в основном нетерпеливым и коммерсантам, чаще с южных республик. Остальные отсеивались по разным причинам, в основном из-за недостатка денег. Чем ближе очередь, тем она перепродавалось дороже. Очередь с 20 по 30 место стоила от 1500 до 2000 руб. Моему отцу, когда у него была очередь 2, предложили 4000 руб. Это очередь на Победу. На Москвич она стоила в два раза дешевле.

Через год, в 1954 году семья приняла окончательное решение на приобретение Победы, и очередь на Москвич отец уступил своему сослуживцу по Волховскому фронту 1941-42 гг., комбату, списанному из действующей армии по контузии. Всего за два года через автомагазин было реализовано около 40 автомобилей марки Победа. Москвичей около 60 шт. ЗИМ стоял в автомагазине свободно, и покупался по одному, двум автомобилям в год. С 1955 года на него появилась очередь. Сначала человек 5, не более. В 1958 году очередь на ЗИМ была уже в 30 человек. Его цена в 40 000 руб. казалась фантастической. При мне в 1956 году ЗИМ купил известный передовик и ударник, паровозный машинист по фамилии Маренко. Его долго вызывали и таскали в ОБХСС – где взял деньги? Он давал справки о заработке (до 5 000 руб. ежемесячно) и часть денег (10 000 руб.) отнёс на продажу собственноручно выращенного картофеля. С другой стороны, на ЗИМ он мог спокойно заработать за один год! Кстати, хороший частный дом из рубленной древесины или кирпичный на 60-80 кв.м в 1955 году стоил около 30 000 руб.

Таким образом, автомобилей в личном пользовании, даже в таком крупном городе, как Омск, до 1955 года было очень мало. Не более 200 шт. всех марок. В это число входило некоторое количество трофейного автопарка, полагаю, их было десятка три, в основном у офицеров, служивших в Германии. Фирм Опель, БМВ, Хорх, Порше и др. Автовладельцами были известные люди города – администраторы, крупные инженеры, руководители предприятий, профессора, известные врачи, юристы, старший офицерский состав. Примерно треть автовладельцев были деятели мелкого полулегального и нелегального бизнеса, работники торговли и различные барыги и спекулянты. Они боялись ОБХСС больше всего, и половине из них пришлось держать ответ и писать - откуда деньги? Личный автомобиль в первой половине 50-х годов был самым престижным предметом роскоши, и на его владельцев поглядывали с почтением и с не скрываемой завистью.

В мае 1955 года, когда отец стал в очереди первый, пришла одна Победа стандартного цвета кофе с молоком (или беж, как вам угодно). Но ему предложено было отдать её профессору Омского сельхозинститута Кизюрину. Отец уступил, уважив просьбу известного в городе человека. И это чуть не оказалось роковым. Следующей была партия сразу из 8-ми Побед, три серого цвета и пять салатного. Но, из Глававтотракторсбыта пришло письмо о повышении цены Победы в 20 000 руб. В связи с этим, часть покупателей, не набрав требуемой суммы, отказались от покупки.

Отец с величайшим трудом занял недостающие 4 000 рублей. Половину у своего пациента – начальника ОРСа ЖД (отдел ресторанов и столовых) и другую у стоящего за ним в очереди эстонца, занимавшегося изготовлением гнутой мебели на дому – очень высокого, всегда молчаливого и непреклонного любителя профессионально выпить. И всегда страшно боявшегося ОБХСС. Как ссыльный после 1945 года из Эстонии. Но, пришедшие машины оказались промежуточного типа с прежней ценой. А именно. У них осталась старая горизонтально ребристая облицовка радиатора, но не было радиоприёмника. Хотя уже была кольцевая кнопка сигнала, новое оформление шкал приборов, ручное переключение передач. Занятые деньги были немедленно возвращены. А кто оказался морально неустойчив, те ничего уже не могли сделать – лобби тех, кто авансом внёс 20 000, оказалось сильнее! Se la vita!

Короче, наша серо-стального цвета, сверкающая нитролаком Победа была пригнана шофёром - солдатом из медлазарета отца в середине июня 1955 года к нам домой. Мне, 12-ти летнему мальчишке, сразу пришла мысль её радиофицировать. Фото было сделано аппаратом «Момент». Купленным тогда же отцом мне и брату на двоих за 500 руб. Его я, понятно, тоже имею в коллекции!
Это было нечто! Нет, это было Всё!

Никаких автосервисов не было и в помине (до 1958 года). С запчастями было трудно, но их всегда покупали у шоферов и снабженцев автопредприятий за наличные. Бензин А-66 стоил 56 копеек литр. Он был этилированный красного цвета. В 1955 году появился «автобусный» неэтилированный А-72 по цене 70 коп. за литр. Этилированный бензин А-76 появился в 1964 году с серийным выпуском новых грузовиков ЗИЛ-130 с американским V-образным восьмицилиндровым двигателем. Цена 10 коп за литр после деноминации 1961 года.
У шоферов в 1955 году канистра бензина А-66 в 20л стоила 5 руб. На сегодняшние деньги 100 руб. По хлебным расценкам. Но в 1960 году её продавали за 10 рублей (сегодня 200 руб.) Езжай, не хочу!


В целом, если оценивать инфляционную составляющую с 1948 года по 1960гг., то есть до деноминации, то по всем группам товаров она, на наш экспертный взгляд, равна коэффициенту 1,5. То есть в среднем за год около 3,5 - 4 %. Естественно, в сталинское время она была значительно меньше, менее 1%, а .в хрущёвское больше, до 6%. Срочный вклад в сберкассу приносил доход 3% годовых, обычный вклад 2%. То есть, храня деньги в Сберегательной кассе, вы в лучшем случае их не теряли. Но по группам товаров имелись существенные отличия. Они были объективного и субъективного (снижения цен) характера. Автомобили подорожали в два с половиной раза - 16 000 Победа (1950г) и 40 000 Волга (1960г.) аналогичного класса, Москвич с 9000 до 25 000. Цены на фототехнику упали в среднем в два (Киев стоил в 1960г. 1300 руб) и три (ФЭД, Зоркий в среднем стоили в 1960 г. по 28-40 руб. от типа) раза. Цены на радиоаппаратуру оставались в целом достаточно стабильными по классам изделий. Продукты питания подорожали в 1,2 - 1,5 раза. Спиртные напитки и табачные изделия в среднем подорожали на 20%. Цены на хлеб, сахар, крупы практически не изменились.

Техника. Для всех моих школьных лет это была выдающаяся вещь. Именно она определяла нашу любознательность, стремление учиться, желание открытия нового, дисциплину, порядочность и очень многое хорошее другое. Даже отношение к девочкам и, позднее, к женщине. Мы их катали на велосипедах, мотоциклах и уже в автомобилях. Класс!!! Техника определила качества моего поколения. Практически все мальчишки после 10-го класса умели водить автомобиль и мотоцикл, фотографировать, делать несложный ремонт радиотехники, обладали навыками простых строительных работ и пр. Именно моё поколение 40-х годов внесло самый выдающийся экономический, культурный, научный вклад в нашу отечественную историю. Историю СССР.


Но, в идеологическом смысле оно было первым, которое провело в умы общества свободолюбивые и, что греха таить, во многом оказавшимися деструктивными идеи и мысли. Именно моё поколение выкопало яму коммунизму. Хотя в его похоронах мы прямо не участвовали. Карьеристы из пятидесятых и завлабы из шестидесятых нас опередили. До нашего поколения люди 20-х и 30-х годов рождения были готовыми идти на всё ради коммунистической идеи. Во время войны на смерть. Я их знал и сегодня восхищаюсь ими. По целям, трудолюбию, беззаветности служения обществу. Я работал с ними. Я завидовал им. Везде, и в учёбе, и работе на Северном Урале в Коми-Пермяцком национальном округе, и на солнечной Кубани, и в столичной Москве они были и есть для меня образцы высочайшей личной моральной культуры и выдающегося профессионализма. Мой первый учитель по радио Владимир Григорьевич Вотинов, ныне исторический радиопатриарх Украины из того, овеянного легендами, поколения! Но оно философски - концептуально осталось наивным.

Я не хочу сказать, что нынешние поколения моложе 40 лет хуже. Это неправильно. Среди них есть и те и другие. Единственная разница – с качествами тех ныне ничтожное количество, менее 2-х процентов. Нас было больше. Больше половины. Тогда тон задавали мы. Сегодня его диктует непрофессиональное быдло и всякая эгоистическая мерзость и коммерческо-торгашеская дрянь. Везде, сверху и снизу. В политике в центре, справа и слева. Своей техники и науки уже нет, посему воспитание на голос – кто шибче крикнет, и по собственным телесам – кто как вывернется. ЕГЭпутство, одним педагогическим словом.

Пропорционально жизнь в России практически осталась на уровне середины и конца 50-х годов. Или где-то возле него для подавляющей массы народа. Мир ушёл далеко вперёд, Африка и Латинская Америка подтянулись к нам. Стали равными, а Китай во многом выше. Природой мы вроде не обижены. Сушей и морями тоже. Климат ничего, в целом терпимый. Так в чём дело? В народе? Или техника пошла не та – только для интернет грамотных?

Увы, по форумным обсуждениям, к сожалению, созидательность не просматривается! Али мы ослепли все разом? Одни креативные дебилы остались! Понятно, без знаний в головках.

Итог на сегодня. Не в ценах счастье, а в сравнительной реальности. Их превосходительство Господин Президент В.В.Путин из поколения пятидесятых карьерно увлёкся. Дал деньги на «наших» с подачи выходца из поколения завлабов, то бишь якобы на своих. Которые на Селигере неожиданно и внезапно для него (и закономерно для нас) стали другими и чужими. Врагами с белыми повязками. Предупреждали ведь креативные музейщики с ведущими коллекционерами – дай денег на Национальные музеи техники и технологий. Хотя бы на радио, фото и авто. Что бы все узнали, как оно всё было, и что надо наперёд делать. И как себя вести. Для воспитания и образования поколений. Кому и на что деньги давать безопасно, в конце концов!

Президент не дал ни копейки, а истратил триллионы рублей на восстановление разрушенных мостов, ГЭС, подъём затонувших судов, всякие прочие технологические катастрофы, аварии, происшествия. На тотальные пожары и наводнения. Которые от простых спичек культурно разнузданных и отсутствия банальных гудков оповещения у административно озабоченных. И на абсолютно отсколочные прожекты экстренного национального научного и технического изобретательства.

Плакали национальные денежки! Тако же в олимпиадах и всяких экономических форумах! И с некого спросить – ведь юристы вокруг и все! Притом абсолютно безответственные. Подождём ещё немного. Посмотрим на олимпийские ужимки и прыжки в сторону от чемпионских дорожек. Это крайнее. После науки и техники. А далее дом 1,2,3 и прочий бардак-с с тотальным невежеством и необратимым национальным кризисом. Без цен и денег! С государственной дисперсией на мелкие удельные княжества времён Киевской Руси. Аминь тысячелетию за 20 годочков алкогольного и безграмотного правлений по формуле 10+10! В смысле последовательных лет.

Вопрос автору в конце в типичном интернет-стиле, неряшливым, малограмотным и понятным только лично задающим: «А почём здеся ценовой социализм?»

Наш ответ – бесплатно, на халяву. Скачивай по полной Word программе. Но ссылочку на автора, будь любезен, любопытный юзерок, присовокупи.

Спасибо, извините! Недосуг далее. Английский язык я знаю, сейчас китайский понемногу осваиваю. Привычка учиться дельному и нужному. С детства!


Петровское-Алабино, второго дня августа месяца 2012 года.

НМР. 02.08.2012

С сайта http://www.museum-radio.com/articles/174.doc

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет